Экспресс-курс по биологии. 5 класс

Темы курса:

Наука о живой природе
Человек и природа. Живые организмы – важная часть природы. Зависимость жизни первобытных людей от природы. Охота и собирательство. Начало земледелия и скотоводства. Культурные растения и домашние животные. Наука о живой природе – биологи.
Свойства живого
Отличие живых тел от тел неживой природы. Признаки живого: обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, раздражимость. Организм – единица живой природы. Органы организма, их функции. Согласованность работы органов, обеспечивающая жизнедеятельность организма как единого целого.
Методы изучения природы
Использование биологических методов для изучения любого живого объекта. Общие методы изучения природы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Использование сравнения и моделирования в лабораторных условиях
Увеличительные приборы
Необходимость использования увеличительных приборов при изучении объектов живой природы. Увеличительные приборы: лупы ручная, штативная, микроскоп. Первое применение микроскопа Р.Гуком. Усовершенствование микроскопа А. Ван Левенгуком. Части микроскопа: окуляр, объектив, тубус, предметный столик, зеркальце.
Химический состав клетки
Химические вещества клетки: неорганические и органические. Неорганические вещества, их роль в клетке. Минеральные соли, их значение для организма. Органические вещества клетки: белки, углеводы, жиры, их значение для жизни организма и клетки.
Строение клетки
Основные процессы, происходящие в живой клетке: дыхание, питание, обмен веществ, рост, развитие, размножение. Деление клетки – процесс размножения (увеличение числа клеток). Взаимосвязанная работа частей клетки, обусловливающая её жизнедеятельность.
Органойды клетки
Ткани. Клеточное строение живых организмов. Клетка. Части клетки: ядро, цитоплазма, вакуоли, клеточная мембрана. Клеточная стенка у растительных клеток. Назначение частей клетки. Понятие о ткани. Ткани животных и растений. Их функции.
Великие естествоиспытатели
Великие учёные естествоиспытатели (Аристотель, Теофраст, К. Линней, Ч.Дарвин, В.И.Вернадский, Н.И.Вавилов)
Вирусы
Вирусы — неклеточная форма жизни: их строение, значение и меры профилактики вирусных заболеваний.
Бактерии: строение и жизнедеятельность
Бактерии — примитивные одноклеточные организмы. Строение бактерии: цитоплазма, клеточная мембрана и клеточная стенка. Бактерии как самая древняя группа организмов. Процессы жизнедеятельности бактерий. Понятие об автотрофах и гетеротрофах.
Значение бактерий в природе и для человека
Роль бактерий в природе: разложение мёртвого органического вещества, повышение плодородия почвы. Симбиоз клубеньковых бактерий с растениями, способствующий усвоению растениями недоступного для них азота воздуха. Фотосинтезирующие бактерии. Цианобактерии — поставщики кислорода в атмосферу. Бактерии, обладающие разными типами обмена веществ. Полезные бактерии: их использование при создании пищевых продуктов, изготовлении лекарств. Болезнетворные бактерии, вызывающие отравления и инфекционные заболевания человека и животных. Разработка средств борьбы с болезнетворными бактериями.
Растения
Флора — исторически сложившаяся совокупность всех растений на Земле. Значение фотосинтеза. Сравнение клеток растений и бактерий: растения — эукариоты, бактерии — прокариоты.
Систематика растений
Деление царства растений на группы: водоросли, цветковые (покрытосеменные), голосеменные, мхи, плауны, хвощи, папоротники.
Органы растений
Строение растений. Корень и побег
Водоросли
Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей.
Покрытосеменные
Краткая характеристика покрытосеменных
Голосемянные
Краткая характеристика голосеменных растений
Методы размножения
Размножение цветковых и голосеменных растений семенами, остальных групп растений спорами. Роль цветковых растений в жизни человека.
Животные
Фауна — совокупность всех видов животных. Особенности животных — гетеротрофность, способность к передвижению, наличие органов чувств. Среда обитания: вода, почва, суша и другие организмы. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Роль животных в природе и жизни человека. Зависимость от окружающей среды.
Грибы
Общая характеристика грибов. Многоклеточные и одноклеточные грибы. Наличие у грибов признаков растений и животных. Строение тела гриба. Грибница, образованная гифами. Питание грибов: сапротрофы, паразиты, симбионты и хищники. Размножение спорами. Симбиоз гриба и растения — грибокорень (микориза).
Виды грибов
Шляпочные грибы: грибница и плодовое тело (шляпка и ножка). Плесневые грибы. Одноклеточные грибы — дрожжи. Их использование. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора и употребления грибов в пищу. Роль грибов в природе: участие в круговороте веществ, образование симбиозов, употреблении в пищу животными и человеком.
Лишайники
Общая характеристика лишайни­ков: симбиоз гриба и водоросли, многообразие, значение, местооби­тание. Внешнее и внутреннее стро­ение, питание размножение. Значе­ние лишайников в природе и жизни человека. Лишайники — показатели чистоты воздуха.
Значение живых организмов в природе и жизни человека
Животные и растения, вредные для человека: грызуны, насекомые, сорные растения. Живые организмы, полезные для человека: лекарствен­ные растения и некоторые плесневые грибы; растения, животные, и грибы, используемые в пищу; животные, уничтожающие вредителей лесного и сельского хозяйства. Взаимосвязь полезных и вредных видов в природе. Значение биологиче­ского разнообразия в природе и жизни человека.
Жизнь организмов на планете Земля Многообразие условий обитания на планете
Среда жизни организмов. Особенности водной, почвенной, наземно-воздушной и организменной сред. Примеры организмов — обитателей этих сред жизни.
Экологические факторы среды
Условия, влияющие на жизнь организмов в природе — экологические факторы среды. Факторы неживой природы, факторы живой природы и антропогенные. Примеры эколо­гических факторов
Приспособления организмов к жизни в природе
Влияние среды на организмы. При­способленность организмов к усло­виям своего обитания. Примеры приспособленности растений и жи­вотных к суровым условиям зимы. Биологическая роль защитной окраски у животных, яркой окраски и аромата цветков, наличия соцве­тий у растений.
Природные сообщества
Взаимодействие живых организмов между собой. Поток веществ через живые орга­низмы — пищевая цепь. Растения — производители органических веществ; животные — потребители органических веществ; грибы, бак­терии — разлагатели. Понятие о круговороте веществ в природе. Природное сообщество — совокуп­ность организмов, связанных пище­выми цепями, и условий среды. Примеры природных сообществ.
Природные зоны России
Понятие природной зоны. Различ­ные типы природных зон: влажный тропический лес, тайга, тундра, ши­роколиственный лес, степь. При­родные зоны России, их обитатели. Редкие и исчезающие виды природ­ных зон, требующие охраны.
Жизнь организмов на разных ма­териках
Понятие о материке как части суши, окружённой морями и океанами. Многообразие живого мира нашей планеты. Открытие человеком но­вых видов организмов. Своеобразие и уникальность живого мира материков: Африки, Австралии, Южной Америки, Северной Амери­ки, Евразии, Антарктиды.
Как появился человек на Земле
Предки Человека разумного: австралопитек, человек умелый, кроманьонец. Родственник человека современного типа — неандерталец. Орудия труда чело­века умелого. Образ жизни крома­ньонца: постройка жилищ, охота, собирательство, использование ог­ня. Биологические особенности современного человека: большой объ­ём головного мозга, общение с по­мощью речи, творческая и мыслительная деятельность. Земледелие и скотоводство. Деятельность чело­века в природе в наши дни.
Как человек изменил природу
Изменение человеком окружающей среды, приспособление её к своим нуждам. Вырубка лесов под поля и пастбища, охота, уничтожение ди­корастущих растений как причины освоения человеком новых терри­торий. Осознание современным че­ловеком роли своего влияния на природу. Значение лесопосадок. Мероприятия по охране природы. Знание законов развития живой природы — необходимое условие её сохранения от негативных послед­ствий деятельности человека
Важность охраны живого мира планеты
Взаимосвязь процессов, происхо­дящих в живой и неживой природе. Причины исчезновения многих ви­дов животных и растений. Виды, находящиеся на грани исчезнове­ния. Проявление современным че­ловечеством заботы о живом мире. Заповедники, Красная книга. Меро­приятия по восстановлению чис­ленности редких видов и природ­ных сообществ.
Сохраним богатство живого ми­ра
Ценность разнообразия живого ми­ра. Обязанности человека перед природой. Примеры участия школьников в деле охраны природы. Результаты бережного отношения к природе. Примеры увеличения численности отдельных видов. Расселение редких видов на новых территориях.
Для школьников

Старт курса - 15 марта.

Занятия проходят в группе из 6 человек.

16 недель, 32 занятия.

Продолжительность курса: 24:00

Преподаватель: Литичевская Ирина Владимировна

Другие курсы раздела Биология

Для школьников

Экспресс-курс по биологии. 8 класс

Продолжительность - 23:00
Количество тем - 17
Для школьников

Экспресс-курс по биологии. 7 класс

Продолжительность - 16:00
Количество тем - 20
Для школьников

Экспресс-курс по биологии. 6 класс

Продолжительность - 27:00
Количество тем - 34